Skip to content

24.06.2011

Ведический процесс познания

Существует жесткая связь между сущностью ведического знания и  способом его  постижения (предметом и методом).  Ведическая гносеология, расходясь в этом с западными представлениями, из  трех возможных способов познания отдает предпочтение — шабда (слушанию ведической литературы).

Первый метод, пратйакша (эмпирическое чувственное восприятие ), нуждается в поправках извне. Например, нашему  глазу Солнце представляется  величиной с монету,  но астрономические расчеты свидетельствуют,  что чувства обманывают нас —  Солнце во много раз больше Земли.

Второй способ получения знаний, называемый  анумана (теории, выводимые из фактов),  не может привести к познанию того, что лежит за пределами сферы логически постижимого.  В  основе теории Чарльза Дарвина,  многих антропологических и археологических теорий лежат индуктивные предположения типа: «это могло быть так, а могло быть эдак…» Согласно Ведам , процесс анумана  сам по себе никогда не может привести к совершенному  знанию. Веды  утверждают, что объекты, не относящиеся к материальной природе,  не могут быть познаны экспериментально.  Поэтому их называют  ачинтйа  (непостижимые).  Все, что  относится  к ачинтйа, невозможно постичь с помощью отвлеченных размышлений или логических  построений.  Это постижимо только посредством — шабда (слушания ведической литературы).

Именно шабда,  третий способ получения знаний,  считается самым надежным и важным.  Поскольку люди ограничены и несовершенны, не могут быть совершенными и их ощущения, а также воздвигаемые ими теории и предположения. Веды называют четыре причины, по которым любое знание, не относящееся к категории шабда, будет несовершенным. Во-первых, сколь бы одарен и педантичен ни был человек, он не в состоянии избежать ошибок: человеку свойственно ошибаться.  Во-вторых,  люди склонны впадать  в иллюзию. В шастрах говорится,  что всякий материально обусловленный человек пребывает в иллюзии  если воспринимает себя  в категориях национальной, расовой, религиозной или родовой принадлежности. Первый шаг  человека  в трансцендентном  знании согласно Ведам, есть осознание того, что его сущность не имеетотношения к временному материальному телу. В-третьих, чувства каждого человека  ограничены,  или несовершенны.  Например, в темной комнате мы не можем видеть даже собственных рук. И наконец, Веды  утверждают,  что каждый человек склонен к обману.Взять хотя бы человека, который осмеливается учить других, хотя сам далеко небезупречен.  По существу, он является обманщиком, потому что его знание несовершенно.

Ведическое знание  есть шабда —  знание, услышанное от высшего авторитета,  поэтому оно считается совершенным. Традиционный пример:  если ребенок хочет узнать,  кто его отец, он должен обратиться к матери.  Он может опросить всех мужчин, но гораздо проще спросить об этом у своей матери, авторитет которой в этом вопросе неоспорим.  Другими словами,  если человек имеет возможность получить информацию из достоверного источника, ему нет необходимости утруждать себя независимыми исследованиями. Метод шабда,  в котором мы принимаем авторитет, абсолютно необходим, если мы хотим узнать о предметах, находящихся за пределами сферы действия чувств и логики. При этом надо отметить, что по ведическим представлениям  понятие  «авторитет» означает не  «диктатор»,  а скорее «носитель первоначального неискаженного знания».

Восприятие трансцендентного знания из уст человека,  компетентного в нем — это стандартный метод познания, устанавливаемый самими  Ведами.  Материальное знание относится к тому, что находится внутри материальной вселенной, а трансцендентное знание говорит о том, что находится за ее пределами. Веды указывают на высшую изначальную истину в равной мере недоступную как для  непосредственного  восприятия (пратйакша),  так и для индуктивного метода   (анумана).   Когда  человек получает трансцендентную информацию  из уст компетентного человека,  он обретает счастье и больше ни в чем не нуждается. Он  возвышается над двойственностями материального мира.  С другой стороны, человек, следующий эмпирической традиции, склонен рассматривать все,  что выходит  за рамки чувственно воспринимаемого или логически постижимого,  как предмет слепой веры, суеверия догмы или интуиции.

Ведические философы объявляют, что шабда (слушание компетентного человека) открывает сферу знаний, недоступных научной методологии. Они утверждают,  что шабда — единственный  метод, позволяющий узнать  то,  что непознаваемо  в нашем теперешнем обусловленном состоянии. Чтобы узнать, кто его отец, у ребенка нет иного  выхода, кроме как спросить у своей матери. Тут не помогут ни вера, ни убеждения, ни чувства, единственный путь — это выслушать  того,  кто знает.  Человек может избавиться от всех страданий, если будет учиться у того, кто обладает совершенным знанием.

«Попытайся постичь истину,  обратившися к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Самореализованные души способны дать тебе знание, ибо они видят истину»

[Бхагавад-гита 4.34].

По ведической традиции идеальным Учителем, Гуру, может быть только тот, кто «увидел истину».

 

Поделись своими мыслями!

(обязательно)
(обязательно)

Почтовые адреса не публикуются.

Подписаться на комментарии

Яндекс.Метрика